Музыкотерапия. Музыкальная аптека.


         Музыкотерапия — психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать отреагированию тех или иных проблем и достижению новых смыслов. В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто используют дополнительные приемы, такие как дыхательные упражнения, аутотренинг, живопись или танец. При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.). Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того формируется выдержка и самоконтроль.
         Достоинствами музыкотерапии являются:
1. Абсолютная безвредность;
2. Легкость и простота применения;
3. Возможность контроля
Кому помогает музыкотерапия? Прежде всего, детям, которые страдают аутизмом. Для этих детей окружающий мир не представляет никакого интереса, их занимает только их внутреннее состояние. Эти дети очень слабо идут на контакт даже с собственными родителями, не говоря уже о незнакомых людях. Аутичным детям нужны такие средства, которые способны вызвать у них эмоции и будут работать с уровнем принятия информации. Основная проблема аутичных детей в том, что они воспринимают информацию, поступающую извне, в очень малом объеме. Для этих деток человек – это просто-напросто травмирующий фактор. А вот дельфины, лошади и музыка не так негативно влияют на ребенка. Музыкотерапия способствует улучшению контакта с окружающими. Лечение музыкой также помогает в семейной терапии. Супругам нужно найти одно или несколько музыкальных произведений, которые будут нравиться им обоим. Выбор музыкального произведения обусловлен многими факторами, например, культурными и социальными. Человек, не знакомый с классической музыкой, может испытать какие-то отрицательные эмоции или вообще ничего не прочувствовать, услышав ее в первый раз. Знакомство с классической музыкой станет похоже на учебный процесс, что уж точно не приведет к релаксации. Однако, у такого человека есть великолепная возможность просто вслушаться в незнакомую мелодию, раствориться в ней, расслабиться. Меняются вкусы и стереотипы, то, что казалось невыносимым и непонятным вчера, уже завтра станет мелодией сердца. Не стоит отказываться от неизвестного и непонятного.
         Какую музыку должны слушать младенцы?

Детям возбудимым, беспокойным полезны мелодии в медленном темпе — «адажио», «анданте». Такими бывают обычно вторые части классических сонат, инструментальных концертов. Это может быть, к примеру: 2-я часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта, «Зима» из «Времен года» Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама», колыбельные песни.

Причем мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов. А живое пение — сильнее записанного на диск или кассету инструментального исполнения. А для младенцев с синдромом угнетения, которые плохо сосут, иногда даже неритмично дышат, полезны произведения в темпе «аллегро» и «аллегро модерато» Моцарта, Шуберта, Гайдна… Например: вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии.

Сеансы музыкотерапии хорошо влияют и на здоровых, нормально развивающихся малышей. Ведь и их иногда надо успокоить или, наоборот, взбодрить. Вот и можно это сделать с помощью расслабляющей или активизирующей музыки.

Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.

Музыкотерапия противопоказана:

* Младенцам с предрасположенностью к судорогам.
* Детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма.
* Больным отитом.
* Детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление. 
                                                                   
                                                                                        Мамам на заметку!!!

Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей :

– Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности – «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.

– Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы – «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена. 

– Для общего успокоения – «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта.

– Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми – «Концерт ре-минор» для скрипки Баха.

– Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением – «Дон Жуан» Моцарт, «Венгерская рапсодия №1» Листа, «Сюита Маскарад» Хачатуряна.

– Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения – «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена.

– Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей – «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна. 

– Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.

- Для уменьшения синдрома угнетения, повышения аппетита, ритмичного дыхания - Моцарт, Шуберт, Гайдн, вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии. 

СЕЙЧАС у родителей большой выбор — они могут покупать аудиокассеты и CD-диски с классической музыкой в традиционном исполнении. Или кассеты с классикой, аранжированной специально для малышей. Там в ансамбль инструментов введены колокольчики. Кому-то такая аранжировка нравится, кому-то — нет. Вы должны сами увидеть, как реагирует на нее ваш младенец. Но цитохимического тестирования эта манера исполнения не проходила — у лаборатории сейчас нет денег на дорогие реактивы.
А еще продаются записи классической музыки на фоне звуков природы — шума ручья, прибоя, звуков леса… Аудиокассеты так и называются: «Малыш в лесу», «Малыш у моря», «Малыш у реки»… Тоже приятное лекарство.
Слушайте музыку вместе с малышом и расслабляйтесь, ведь и мамам беспокойных младенцев просто необходим хороший отдых, на клеточном уровне

«Музыкальная аптека»
«Не хочу, не буду, уходи, ты – плохая!!!», «мама, я боюсь»
Лечим: Гайдн, Чайковский, Пахмутова, Таривердиев, «Свет Луны» Дебюсси, «Лебедь» Сен-Санса, Шуберт, Шуман, Чайковский «Лебединое озеро», Лист, Моцарт (2-я часть «Маленькой ночной серенады»)
«Головка болит» 
Лечим: «Весення песня» Мендельсона и Джорджа Гершвина, полонез Огинского
«Животик болит» 
Лечим: «Вальс цветов» (балет Чайковского «Щелкунчик»)
«Не думается» 
Лечим: Бетховен «Лунная соната» (облегчит интеллектуальную деятельность)
«Болит, болит, болит» 
Лечим: анальгетики в мире звуков - Бах, Гендель
«Уснуть не могу» 
Лечим: колыбельная Брамса, сюита из балета «Пер Гюнт» Грига, сборник «Колысаночки» (фольклор)
«Мне грустно» 
Лечим: вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди
«Горлышко болит» 
Лечим: лидирующую роль в борьбе с простудными и многими другими инфекциями играют тембры духовых инструментов

                   На все случаи жизни для малыша – Моцарт!

         И напоследок, предлагаю ознакомиться с таблицей лечебных музыкальных инструментов (журнал «С тобой», № 10, 2006 года)
«Лечебными» процедурами считаются и прослушивание произведений, где солируют эти музыкальные инструменты и самостоятельная игра на них.
Лечебные музыкальные инструменты:
Инструмент - Фортепиано, аккордеон
Действие - благотворно влияют на образование желчного сока, защищают слизистую от поражения
Эффективное время суток - утро

Инструмент - Гитара 
Действие - гасит раздражение и «разгружает» сердце
Эффективное время суток - полдень

Инструмент - Флейта 
Действие - восстанавливает функцию печени
Эффективное время суток - вечер, ночь

Инструмент - Скрипка 

Действие - активизирует тонкий кишечник
Эффективное время суток -день

Инструмент - Саксофон 

Действие - улучшает работу почек, «разбивает» камешки
Эффективное время суток - вечер

Инструмент - Труба
Действие - улучшает работу поджелудочной железы
Эффективное время суток - утро

Инструмент - Арфа 

Действие - Улучшает дыхание при астме, бронхите
Эффективное время суток - вечер

Инструмент - Барабан 
Действие - Укрепляет иммунитет
Эффективное время суток - утро

Наслаждайтесь волшебными звуками музыки  

Комментариев нет:

Отправить комментарий